Новости прокурорского надзора (источник — сайт Прокуратуры Ивановской области)
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3. Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Так, статья 45 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает необходимость создания в образовательных учреждениях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Одним из вопросов, который должен передаваться на её рассмотрение в целях предупреждения проявлений коррупции, является вопрос о возникновении конфликта интересов педагогического работника. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ» порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Ивановский областной комитет предлагает макет «Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».
В нарушение указанных требований закона в Палехской СОШ, Майдаковской СОШ, Пановской СОШ, Пеньковской основной школе, Сакулинской основной школе до настоящего времени не разработаны и не приняты локальные нормативные акты, устанавливающие порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.
Прокурором района в Палехский районный суд направлено 5 исковых заявлений о понуждении образовательных учреждений разработать и принять указанные локальные нормативные акты.
В ходе проверки установлено, что эксплуатационное состояние улично-дорожной сети Октябрьского района г. Иваново в районе общеобразовательных учреждений не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
А именно, в ходе обследования проезжей части в районе корпуса МБОУ ОЛ № 22 по адресу: пер. 1-й Северный, д.21, г. Иваново, МБОУ ОЛ № 22 по адресу: ул. Академика Мальцева, д.36, г. Иваново, МБОУ СОШ № 4 по адресу: ул. Комсомольская, д.52, г. Иваново, МБОУ СОШ № 11 по адресу: ул. Фрунзе, д. 15/25, г.Иваново, МБОУ СОШ № 15 по адресу: ул. Минская, д.53, г. Иваново, МБОУ СОШ № 37 по адресу: ул. Полка «Нормандия-Неман», д.80, г. Иваново, МБОУ СОШ № 43 по адресу: ул. Носова, д.49, г. Иваново, МБОУ СОШ № 58 по адресу: ул. Дунаева, д.13, г. Иваново; МБОУ СОШ № 64 по адресу: ул. 4-я Деревенская, д.27, г. Иваново выявлены нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения: отсутствие горизонтальной дорожной разметки, деформация и не соответствие требованиям дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети», что подтверждается актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
На основании выявленных нарушений прокуратурой района в Ленинский районный суд г.Иваново направлено 10 исковых заявлений о признании бездействия Управления благоустройства Администрации г. Иваново незаконным и обязании устранить указанные нарушения в содержании эксплуатационного состояния улично-дорожной сети Октябрьского района г. Иваново.
Объектами проверки явились лечебные учреждения ОБУЗ «1-я ГКБ», ОБУЗ «ГКБ №7», ОБУЗ «ГКБ №8», образовательные учреждения школы №№ 28, 54, лицей № 33, а также объект транспортной инфраструктуры ЗАО «Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций».
По результатам проведенных проверок выявлены многочисленные нарушения требований Федеральных законов «О противодействии терроризму», ФЗ «О транспортной безопасности», «Об образовании в РФ», а также Указа Президента РФ от 13.09.2004 № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 42.
Установлено, что руководством учреждений не принимается полный комплекс мер по обеспечению безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, по предупреждению (профилактике) террористических посягательств. Так не на всех объектах имеются тревожные кнопки вызова сотрудников охраны (полиции), в ряде случаев отсутствует, предусмотренное требованиями действующего законодательства, целостное ограждение по периметру объектов, системы видео наблюдения, позволяющие идентифицировать лиц имеющих намерения к совершению актов несанкционированного вмешательства, пресечь их доступ на территорию.
В ходе проведения проверок сотрудникам названных учреждений даны разъяснения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов с массовым пребыванием людей, прямо указанно на имеющиеся недостатки.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес руководства названных организаций и учреждений внесено 5 представлений об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены, 4 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 3 руководителям объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, направленно 1 исковое заявление в суд, которое находится в стадии рассмотрения.
Следственным отделом Межмуниципального отдела МВД России «Вичугский» окончено расследование уголовного дела в отношении директора культурно-досугового комплекса одного из поселений Вичугского района Ивановской области по факту хищения им путем растраты с использованием своего служебного положения бюджетных средств администрации поселения.
Как установлено в ходе предварительного следствия, директор комплекса как лицо, ответственное за противопожарную безопасности, был привлечен сотрудниками МЧС России по Ивановской области к административной ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на директора комплекса возложен штраф в размере 15 000 рублей, который он обязан уплатить как физическое лицо. В дальнейшем, не желая оплачивать штраф из личных средств, директор комплекса, использовав свое служебное положение, по безналичному расчету оплатил наложенный на него штраф из вверенных ему администрацией поселения денежных средств. В результате данных корыстных действий культурно-досуговому комплексу, который является муниципальным бюджетным учреждением, причинен материальный ущерб на сумму 15 000 рублей.
Директору указанного комплекса предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (растрата вверенного чужого имущества с использованием своего служебного положения).
Надзор за расследованием указанного уголовного дела осуществлялся Вичугской межрайонной прокуратурой. Названной прокуратурой будет поддержано государственное обвинение в суде.
Установлено, что органами местного самоуправления не приняты целевые муниципальные программы, предусматривающие профилактические мероприятия по борьбе с терроризмом, а также мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений.
Соответственно, мероприятия по противодействию терроризму не осуществлялись, их финансирование не планировалось и не производилось.
В связи с этим, прокурором района 19.05.2014 главам администраций городского и сельских поселений внесено 4 представления с требованиями разработать целевые программы, предусматривающие профилактические мероприятия по борьбе с терроризмом, а также мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений.
Также установлено, что в 1 из 7 образовательных учреждений (МКОУ Верхнеландеховский ЦВР с ДиМ) не имеет периметрального ограждения, тревожной кнопки, охранной сигнализации и системы видеонаблюдения для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения.
В связи с этим, прокурором района 19.05.2014 Главе администрации муниципального района, начальнику отдела образования администрации и директору МКОУ Верхнеландеховский ЦВР с ДиМ внесено представление с требованием установки в учреждении систем безопасности, направленных на предотвращение криминальных проявления и их последствий.
Установлено, что администрацией Мытского сельского поселения, 13.09.2013 утвержден проект организации дорожного движения на улицах Советской и Садовой села Мыт, ведущих к МБОУ «Мытская СОШ», которым предусмотрено размещение дорожных знаков, искусственного освещения, пешеходных дорожек и ограждений, нанесение дорожной разметки.
Однако до настоящего времени работы по организации движения администрацией поселения не ведутся.
В связи с этим, дорога, ведущая к школе, не соответствует требованиям Правил дорожного движения и государственному стандарту.
Отсутствие дорожных знаков, искусственного освещения, дорожной разметки, пешеходных дорожек и ограждений угрожает безопасности участников дорожного движения, учеников и работников МБОУ «Мытская СОШ», может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, что повлечет причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В связи с этим, прокурором района 08.05.2014 Главе администрации Мытского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений, а также в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения).
Ранее по иску прокурора района на администрацию Верхнеландеховского городского поселения судом возложена обязанность принять меры по обеспечению безопасности на дороге, ведущей к МБОУ «Верхнеландеховская СОШ». Судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2014.
Вопрос обеспечения безопасности дорожного движения остается на контроле прокуратуры района.
Согласно п.п. 2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст.28 названного Закона предусмотрено, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Законодательством установлено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть огорожена забором и озеленена.
В силу пункта 6.1. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и /или/ ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищённости зданий сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяется каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований вышеуказанных норм действующего законодательства территория казенной муниципальной Клетинской общеобразовательной школы – детский сад, не ограждена забором по периметру.
По результатам проведённой проверки с целью устранения выявленных нарушений для рассмотрения в суд в порядке ст.45 ГПК РФ направлено исковое заявление с требованиями: обязать администрацию Палехского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования забором территории казенной муниципальной Клетинской общеобразовательной школы -детский сад; обязать казенную муниципальную Клетинскую общеобразовательную школу- детский сад в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку ограждения в соответствии с требованиями санитарных норм по всему периметру территории образовательного учреждения.